Упражнения, этюды и пьесы для готово-выборного баяна (аккордеона) для младших классов ДМШ и ДШИ.
Автор: Самойленко Б.
Год издания: –
Издательство: –
Описание:
От автора
Виртуоз (итал. Virtuoso — от лат. Virtus — доблесть, талант) — музыкант-исполнитель, в совершенстве, технически свободно владеющий искусством игры на каком-либо музыкальном инструменте. Виртуозная игра связана с блестящим исполнением, с полной свободой исполнительского аппарата.
Имена виртуозов у нас у всех на слуху. Среди скрипачей: Н. Паганини, Г. Венявский, Д. Ойстрах. Среди виолончелистов: М. Ростропович, Йо-Йо Ма. Среди пианистов: В. Моцарт, С. Рихтер обладали беспредельной виртуозностью. Искусство игры С. Рихтера — образец совершенства в области пианизма. Среди баянистов: И. Паницкий, В. Бесфамильнов, А. Скляров, Ю. Шишкин. Среди аккордеонистов: В. Ковтун, Б. Арон и наш новый виртуоз Алёша Климов.
Итак, из жизни виртуозов, или как их называли в юном возрасте — «вундеркинды» (в переводе с немецкого — «чудо-ребёнок») Н. Паганини музыкой стал заниматься в раннем возрасте и занимался по много часов…
Моцарт в 4 года играл на клавесине и скрипке, с 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 лет выступал с импровизациями. К 14 годам В. Моцарт становится признанным композитором.
Все виртуозы занимались музыкой с раннего детства и по много часов. И, конечно, к ним очень уместна фраза прекрасного скрипача Л. Ауэра: «Главное у музыканта не столько в постановке рук, сколько в постановке головы».
И всё же одним из источников беглости пальцев, кроме пьес, этюдов на начальном этапе обучения, являются упражнения. Много упражнений написано пианистами: Ш. Ганоном, К. Черни, скрипачами: Г. Шрадиком и многими другими прекрасными исполнителями и преподавателями.
В первой части методической разработки «Я — виртуоз» делается упор на упражнения, которые рождены на баяне, аккордеоне. Они первоначально направлены на освоение клавиатуры, на постановку рук, на развитие двигательной моторики пальцев.
Сначала надо научить пальцы шагать, а затем и бегать. Все первоначальные упражнения, этюды, пьесы необходимо простучать со счётом, прежде чем играть. В дальнейшем у ученика младших классов выработается привычка проводить ритмический анализ пьес, прежде чем приступать к игре.
Ровное и чёткое исполнение с ощущением сильных долей такта во многом зависит от ясного ритмического представления, как играть данный нотный текст. В сборник также включены весёлые, задорные польки и сюита «Вечные соседи».
Как в спорте, так и в музыке, необходимо постепенное увеличение нагрузок, поэтому последовательность упражнений и пьес не случайна. От простого к сложному — лучший принцип построения таких изданий.
Автор убеждён, что ученики добьются беглости пальцев и станут настоящими виртуозами, если сумеют в полной мере освоить произведения данного сборника.
Б. Г. Самойленко.
Содержание:
УПРАЖНЕНИЯ
- Упражнения 1–21
- «Берега» (22–45)
- «Ломаные берега» (46–61)
- Репетиция пальцев (62–66)
- Хроматическая гамма (67)
- Упражнения В. Иванова (72–82)
- Упражнения в унисон с левой рукой
ЭТЮДЫ
- Важный дятел
- Шустрый дятел
- Этюд №3
- Этюд №4
- Этюд №5
- Этюд №6
- Этюд №7
- Этюд №7а
- Этюд №8
- Этюд №9
- Этюд №10
- Этюд №11
- Этюд №12
- Этюд №13
- Этюд №14
- Этюд №15
- Этюд №16 (полька)
- Этюд №16а
- Этюд №17
- Кокетка (этюд)
- А ну-ка догони
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ТАНЦЫ
- Я на горку шла (русская народная песня)
- Коровушка (русская народная песня)
- На горе-то калина (русская народная песня)
- Зеркало (татарская народная песня)
- Полька
ПОЛЬКИ
- Б. Самойленко. Первая полька
- В. Козлов. Полька
- Б. Самойленко. Машина полька
- Петушиная полька (эстонский народный танец)
- Волжская полька
- Янка (белорусский народный танец)
- М. Глинка. Полька
- Ливенская полька
- «А я сам» (чешская полька)
- Полька (русский народный танец)
- В. Шестериков. Полька
- Л. Гаврилов. «Игорёк» (полька)
СЮИТА
- Б. Самойленко. «Вечные соседи»
- Упрямая секунда
- Две подружки (терция и секста)
- Решительная кварта
- Весёлое арпеджио
- Вальс соседей

