Признание. Концертные произведения для баяна и аккордеона. 2010г.

Глубоченко В. - Признание

Автор: В. Глубоченко Год издания: 2010

В сборник включены произведения, написанные автором за последние два года. Они неоднократно исполнялись в концертах и стали популярными. Произведения могут использоваться на курсах повышения квалификации работников сферы культуры, в процессе обучения юных музыкантов, в концертной деятельности профессиональных исполнителей на баяне и аккордеоне.

От автора

Проблема формирования современного художественного репертуара для баянистов и аккордеонистов, как и для других музыкантов, всегда была и остается актуальной. Она одинаково остро проявляется в искусстве и педагогике. Именно репертуар определяет своеобразие исполнителя, выражает его художественный вкус, нравственные приоритеты, гражданскую позицию, эстетические представления о мире, видение перспектив развития музыкального искусства. В процессе формирования репертуара проявляются индивидуальность музыканта, стремление донести до слушателя богатство духовных и чувственных переживаний. Репертуар во многом предопределяет успех артиста, его востребованность, популярность.

Многие, особенно начинающие музыканты-исполнители, оказываются перед дилеммой, какую музыку играть: ту, которая нравится им самим, или же ту, которую хочет слушать публика. Впрочем, эта проблема возникает и у композиторов, только вопрос ставится несколько иначе: какую музыку сочинять? Что важнее: самовыражение или любовь слушателя? К сожалению, не так часто музыкантам удается это совместить. Одни так и заканчивают творческую карьеру с гордо поднятой головой, часто в нищете, но с ощущением художественного превосходства над консервативно мыслящими слушателями. Их творчество для публики чаще оказывается непонятным, а, следовательно, и неинтересным. Другие в стремлении стать модными и популярными неизбежно обезличиваются. Высокое предназначение творчества подменяется другими целями, главная из которых – успех во что бы то ни стало, любой ценой. Музыка становится средством для зарабатывания денег.

И все же мы убеждены, что истинный музыкант несомненно является выразителем своей эпохи. И если он думает и чувствует, как его народ, если его волнуют общечеловеческие проблемы, то он “донесет” свое видение той или иной ситуации до сознания каждого общедоступными средствами. В определенный момент к настоящему художнику или музыканту приходит понимание, что можно быть самим собой и нравиться публике, заниматься творчеством и быть востребованным. Нельзя также забывать о том, что каждая творческая личность имеет право на эксперимент. Так рождаются новые стили, жанры, формы. Однако эксперимент в музыке, как и в любом другом виде деятельности, может быть успешным или менее успешным. Одна из крайностей подобных экспериментов – разрыв связи художника с социумом. Музыкант творит в сфере чистых звуков. Публика не понимает и не хочет понять его музыку. Он обречен на одиночество. Но не исключено, что спустя многие годы он будет признан гением.

Естественно стремление композитора, исполнителя, импровизатора и слушателя к пониманию друг друга. Поэтому возникает вопрос о соотношении в репертуаре исполнителя известных и новых произведений. Включив в репертуар популярные произведения, исполнитель приглашает публику снова послушать полюбившуюся музыку, снова пережить определенное эстетическое удовольствие. Новые, неизвестные произведения большинство слушателей воспринимают с опаской и недоверием. Их включение в репертуар связано с риском, вероятностью неприятия и даже провала. Соотношение известных и новых произведений в репертуаре каждого исполнителя зависит от многих факторов: поставленных целей, тематики концерта, социальных, возрастных характеристик предполагаемой слушательской аудитории. Например, вполне естественно, когда репертуар в концерте для ветеранов состоит из популярных музыкальных произведений; в то время как на исполнительском конкурсе новые, неизвестные композиции могут дать музыканту больше шансов на победу. Как показывает практика, начинающие исполнители чаще включают в репертуар известные произведения, а признанные артисты стремятся сформировать собственный, уникальный репертуар. Хотя и среди прославленных исполнителей есть такие, которые впадают в другую крайность – десятилетиями играют одну и ту же музыку.

Каждый музыкант, независимо от наличия титулов и званий, в первую очередь стремится идентифицировать себя с точки зрения национальной принадлежности. Поэтому очень важным в репертуарной политике является вопрос о соотношении национальной и интернациональной музыки. Богатство мировой музыкальной культуры складывается из совокупности национальных культур. А каждая национальная культура представляет собой уникальный сплав творческих достижений ее представителей. Поэтому когда мы слушаем отечественного музыканта, репертуар которого состоит из произведений зарубежных авторов, то о каком вкладе в развитие национальной культуры может идти речь? О развитии национальной исполнительской и педагогической школы – да. Однако ни та ни другая не определяют содержание национальной культуры. И какими бы выдающимися ни были достижения отечественных исполнителей, сколько бы побед на международных конкурсах они ни одержали, национальной культуры не прибавится ни на йоту, если основу их репертуара составляют произведения зарубежных авторов.

Проблема отечественного репертуара очевидна и в системе музыкального образования. В учебных программах школ, колледжей и вузов обязательным пунктом с недавнего времени является исполнение произведений белорусских авторов. Однако располагай белорусская музыка достаточным количеством интересных, содержательных и стильных произведений, не требовалось бы никаких организационных мер по ее пропаганде и внедрению в учебный процесс. Иными словами, что может быть более естественным, чем звучание белорусской музыки в учебных заведениях Беларуси. Музыка белорусских композиторов представлена в репертуаре учащихся и студентов, однако, к сожалению, в большинстве своем она уступает по качеству и художественной образности произведениям зарубежных авторов. Часто оказывается морально устаревшей, неактуальной. Таким образом, формирование современного, самобытного, конкурентоспособного, востребованного белорусского репертуара – приоритетная задача развития баяно-аккордеонной культуры.

Развитие современной культуры имеет разновекторную направленность. Чем шире в ней представлены различные музыкальные направления, стили и жанры, тем она богаче, тем больше простор для творческого самовыражения композиторов и исполнителей. Так, в современной белорусской баяно-аккордеонной культуре отчетливо выкристаллизовались такие направления, как академическая, народная и эстрадная музыка. Академическая музыка ориентирована, главным образом, на подготовленного слушателя, поэтому ее можно считать элитарной. Народная музыка несет в себе ярко выраженную фольклорную основу. Это драгоценное достояние любой национальной культуры. Она демократична и находится в постоянном развитии, активно взаимодействуя с иными музыкальными стилями и направлениями. Такие понятия, как фольк-джаз, фольк-рок и другие, активно входят в культурологическую и музыковедческую лексику. Эстрадная музыка в отечественной баяно-аккордеонной культуре – самое молодое и быстро развивающееся направление. С каждым годом появляются новые солисты и творческие коллективы, работающие в сфере эстрадной музыки. С точки зрения массового слушателя эта музыка весьма привлекательна, достаточно востребована и современна.

Одной из самых насущных проблем эстрадной музыки, впрочем, как и других музыкальных направлений, является все та же проблема репертуара. Музыканты, работающие в этой сфере, пребывают в состоянии постоянного творческого поиска. Активно включая в свой репертуар известные произведения джазовой и популярной музыки, они в стремлении обрести индивидуальность пытаются сочинять сами, обращаются к концертной импровизации, внимательно следят за новыми нотными изданиями.

Настоящий сборник концертных произведений для баяна и аккордеона включает композиции эстрадного направления, написанные в форме лирических миниатюр. Стилистика и жанровое разнообразие пьес позволяют исполнителю выбрать и включить в репертуар произведения, соответствующие собственному художественному вкусу.

Несколько слов о каждой из композиций.

Пьеса “Признание” передает многообразие чувств, которые испытывает юноша в момент признания девушке в любви. В произведении, написанном в жанре лирического вальса, находят отражение юношеская чистота, возвышенность, романтический сентиментализм в сочетании с энергией страсти, со стремлением выразить активную жизненную позицию, верность и надежность.

Музыкальный язык композиции “Стиляга” характеризуется свинговой манерой. Частое смещение акцентов с сильной на слабую долю создает ощущение некоей вычурности, неустойчивости. За этим читается желание любой ценой обратить на себя внимание.

“Танго для Наташи” написано экономными музыкальными средствами. В пьесе заключен очень яркий, экстравагантный образ. Напористость, импульсивность вступления и главной темы дополняются выразительными романтическими интонациями второй части.

Вальс “Соблазн” написан в традициях французского мюзета. Речь идет о трехчастности и тональном плане (h-moll – D-dur – h-moll – G-dur – h-moll). Не менее традиционна интонационно-ритмическая основа композиции, характеризующаяся обостренной чувственностью и выразительностью.

Художественный образ пьесы “Swing from by” (“Свинг из Беларуси”) характеризуется энергичным настроением. Контрастом главной теме выступают лирико-созерцательные эпизоды третьей части, придающие произведению динамизм и художественную целостность. Для музыкального языка свойственна джазовая, преимущественно септаккордовая гармония, гибкий, постоянно обновляющийся ритм.

Произведение “Недотрога” обладает чувственностью, идущей от французского стиля musette. Музыка передает едва ощутимое, легкое, воздушное прикосновение к молодой особе: в I, III, IX, XI тактах (не считая затакта) сначала нота ля, после – соль исполняются очень деликатно, с особой значимостью. Темпоризм пьесы свободный. Мера rubato определяется интерпретаторским мастерством исполнителя. Особенно выразительным и проникновенным должно быть звучание второй части, а также тактов 46–62.

Лучшего жанра, чем кантри-полька, а именно в этом жанре написана “Интриганка”, для выражения соответствующего образа вряд ли удастся подобрать. Сопоставление тональных планов, клубки мелодических хитросплетений, разнообразная интонационно-ритмическая основа каждой из частей с достаточной полнотой демонстрируют незаурядные способности главной героини.

Хотя само понятие “лунатик” заимствовано из медицинской терминологии, нам оно представляется весьма подходящим для названия музыкального произведения. Главный персонаж оторван от реальности. Он пытается не замечать проблем, во всем видеть только хорошее и не реагировать на негативные проявления и угрозы, исходящие из окружающей действительности. Сдержанно зловещие, драматические интонации вступления определяют среду обитания, а точнее – атмосферу бытия лунатика. Чувствуется некоторая настороженность как выражение его потенциальной опасности. Однако первая и вторая части полностью опровергают эти предположения. Радостное мировосприятие, искренность и чистота душевных переживаний персонажа заставляют нас взглянуть на мир по-иному. Может, это не он нуждается в услугах специалистов, а все мы, находящиеся в состоянии постоянной борьбы друг с другом?

Пьесу “Порыв страсти” характеризуют повышенная энергетика, “высокое напряжение”. Все подчинено страсти. Существующий порядок вещей, правила, нормы и даже законы теряют силу, когда в игру вступает Ее Величество Страсть. Сгусток сконцентрированной энергии запрограммирован на достижение цели. В лирическом эпизоде произведения использована тема известной русской песни начала XX века “Цыпленок жареный”. Она как по смыслу, так и интонационно, стилистически оказывается близка основному материалу композиции и вносит свежий импульс в художественное развитие.

Музыкальный образ заключительного произведения “Солдатская лирическая” сочетает в себе черты солдатской дисциплины, озорства, а также любовных переживаний. В нем узнаются интонации некогда популярных песен на “солдатскую” тему. Партии трех баянов (аккордеонов) по сложности и художественной значимости примерно равноценны. Каждый музыкант, независимо от того, какую он исполняет партию, в том или ином эпизоде выступает в качестве солиста. При исполнении данного произведения, как и предыдущего, желательно использовать фонограмму-минус с отчетливо звучащими ударными инструментами.

Надеемся, что краткое описание вошедших в сборник произведений поможет музыкантам-исполнителям, учащимся и студентам правильно понять их художественно-образное содержание, сделает интерпретации более осмысленными.

Автор будет счастлив, если публикуемые пьесы войдут в учебный, а также концертный репертуар баянистов и аккордеонистов и каждый исполнитель найдет в сборнике композиции, близкие своим художественным вкусам и стилистическим пристрастиям.

Содержание:

  1. Признание
  2. Стиляга
  3. Танго для Наташи
  4. Соблазн
  5. Swing from by
  6. Недотрога
  7. Интриганка
  8. Лунатик
  9. Порыв страсти
  10. Солдатская лирическая
Прокрутить вверх