Пьесы и упражнения для баяна

Коннова Е. - Пьесы и упражнения для баяна

Автор: Коннова Е.
год издания: 2020

Данное пособие рассчитано на учащихся музыкальных школ по классу баяна. Его задача — организовать работу юного исполнителя, систематизировать домашние занятия, внести разнообразие в процесс обучения игре на инструменте, максимально использовать потенциал каждого ученика. Содержит как развивающие задания, так и пьесы для концертного исполнения.

Ежедневные упражнения баяниста. Упражнения играют (по нескольку раз каждое) в начале занятия, добиваясь ровного, ритмичного исполнения с соблюдением правильной аппликатуры, увеличивая темп от урока к уроку, достигая максимального для данного ученика. Также их можно использовать эпизодически, для закрепления отдельных навыков, встречающихся в той или иной пьесе. Упражнения лучше применять блоками — несколько разновидностей играются в течение определенного времени, после достижения устойчивого результата часть заданий меняется на новые. Исполняются разными штрихами.

Этюды. Раздел включает этюды на различные виды техники.

Произведения крупной формы. При разборе необходимо дать представление о строении и основных характеристиках данного сочинения.

Сонатина (ит. sonaƟna, уменьшит. от sonata) — небольшая и технически нетрудная соната (Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма (сонатная форма)). Первая часть сонатины обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе.

Рондо (фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.

Сюита (фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.

Полифонические произведения. Полифония — одно из важнейших выразительных средств музыки, при котором одновременно звучат несколько самостоятельных голосов (по греч. poly — много, phone — звук; т. е. многоголосие). Учащемуся необходимо ознакомиться с различными направлениями многоголосной музыки.

Фуга (лат. fuga — бегство, погоня) — музыкальная форма, высшая, наиболее сложная в полифонической музыке. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет в основном или изменённом виде тему — короткую мелодию, проходящую через всю фугу. Большое распространение получили полифонические циклы — «Прелюдия и фуга», которые принято играть вместе, не разделяя на отдельные произведения. Фугетта — небольшая фуга.

Инвенция (от лат. inventio — изобретение, выдумка) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники: в виде имитации, канона.

Пьесы. Раздел состоит из переложений известных произведений, а также оригинальных пьес, написанных специально для баяна.

Народные мелодии. В сборнике представлены пьесы разных народов, обработки большинства из которых публикуются впервые.

Ансамбли. Игра в ансамбле приучает к исполнению без остановок, развивает чувство ритма и метра, формирует умение слушать не только себя, но и товарища. Подобная музыка востребована на концертах, поэтому ансамблевые пьесы необходимо включать в репертуар. В книге размещены мелодии для дуэта баянистов. Если в пьесах не выписана партия левой руки для каждого инструмента, она играется обоими исполнителями вместе либо поочерёдно на выбор участников.

Содержание:

Методические рекомендации ….. 3

Ежедневные упражнения баяниста ….. 5

Этюды

  1. Этюд. Бургмюллер Ф. ….. 17
  2. Этюд-полька. Коннова Е. ….. 18
  3. Этюд. Елецкий В. ….. 19
  4. Этюд. Коннова Е. ….. 20
  5. Этюд. Дювернуа Ж. ….. 22
  6. Шесть этюдов. Долматов А. ….. 23

Произведения крупной формы

  1. Легенда. Детская сюита. Коннова Е. ….. 34
  2. Сонатина. Коннова Е. ….. 36
  3. Сонатина №4. Часть 1. Елецкий В. ….. 38
  4. Рондо из сонатины До мажор. Клементи М. ….. 41
  5. Маленькая сюита. Елецкий В. ….. 43
  6. Сонатина №2. Часть 2. Елецкий В. ….. 47

Полифонические произведения

  1. Упражнения из цикла «Фортепианная азбука». Гнесина Е. ….. 50
  2. Рассказ. Коннова Е. ….. 52
  3. Старинный танец. Коннова Е. ….. 52
  4. Прелюдия №2. Долматов А. ….. 53
  5. Адажио. Неизв. автор ….. 53
  6. Ария. Неизв. автор ….. 54
  7. Менуэт. Гендель Г. ….. 55
  8. Прелюдия №1. Долматов А. ….. 55
  9. Менуэт. Бах И.-С. ….. 56
  10. Прелюдия. Елецкий В. ….. 57

Пьесы

  1. Бурре. Из Партиты №1. Бах И.-С. ….. 59
  2. Проказник. Долматов А. ….. 60
  3. Полька. Долматов А. ….. 61
  4. Егерский. Старинный марш ….. 62
  5. Вальс. Моцарт В.-А. ….. 63
  6. Игрушка. Долматов А. ….. 64
  7. Танец Снегурочки. Елецкий В. ….. 65
  8. Бабушкин вальс. Долматов А. ….. 66
  9. Вешний ветерок. Елецкий В. ….. 68

Народные мелодии

  1. Шотландская песня ….. 70
  2. Варенички. Украинская народная песня ….. 70
  3. Кубинский танец ….. 72
  4. Эх, тала, тала. Татарская народная песня ….. 73
  5. Неделька. Русская народная песня. Обр. Долматова А. ….. 74
  6. Ночь яка мiсячна. Украинская народная песня ….. 75
  7. Во поле береза стояла. Русская народная песня ….. 76
  8. Частушка. Из цикла «Наигрыши». Елецкий В. ….. 78
  9. То не ветер ветку клонит. Русская народная песня ….. 79

Ансамбли

  1. Бишле бию. Татарская народная мелодия (для двух баянов) ….. 82
  2. В минуту грусти. Старинный вальс. Обр. Елецкого В. (для двух баянов) ….. 86
  3. Печальный вальс. Коннова Е. (для двух баянов) ….. 88
  4. Зарифа. Башкирская народная мелодия (для двух баянов) ….. 91
Прокрутить вверх