Год издания 2001
Настоящее издание содержит репертуарно-методический материал для музыкальных школ и музыкальных училищ. «Школа» состоит из «Полифонического словаря юного исполнителя» и трех тетрадей (частей), изданных отдельными сборниками. Каждому новому полифоническому приему отводится отдельный репертуарно-тематический раздел.
Тетрадь 1. Имитация. Двухголосные каноны.
Первая тетрадь — это своего рода полифоническая азбука, где в исполнении легких пьес ученику предстоит освоить простые и канонические сочетания двух голосов, познакомиться с основными способами преобразования полифонических тем и способами их соединений.
1. Последовательность
Весь репертуарно-методический материал изложен последовательно, системно, с добавлением строго дозированных трудностей (полифонических и исполнительских) в каждом новом тематическом разделе. Рекомендуется изучать все разделы в том порядке, в котором они расположены, не нарушая логику их следования. По усмотрению педагога иногда достаточно лишь эскизное освоение одной или нескольких пьес из того или иного раздела, чтобы исключить «пробелы» в практическом изучении какого-либо вида полифонической музыки. Для «продвинутых» учеников легкие пьесы (они в разделе — первые) можно использовать как подготовительные к основной пьесе и в качестве образца работы над новым полифоническим приемом. Разучиваемую пьесу желательно сравнить с другими пьесами тематического раздела — анализ вариантов одного и того же полифонического приема в разных произведениях будет полезен для ученика.
2. Репертуар
Репертуар тщательно подобран. Внутри каждого тематического раздела представлены пьесы, разнообразные по стилю и характеру, разной степени сложности, рассчитанные на учеников с различным уровнем технической и общемузыкальной подготовки. Предусмотрены также пьесы для разных систем левых клавиатур баяна-аккордеона — выборной и готовой. Наряду с уже опробованными учебной практикой полифоническими произведениями, в «Школе» содержатся, главным образом, малоизвестные или совсем неизвестные сочинения. Основная часть произведений издается впервые, многие специально написаны для «Школы».
Ряд пьес для начинающих являются отрывками из произведений для хора, органа, фортепиано и пр. Обычно это экспозиции, репризы, стретты более развернутых форм. В поисках нужного материала на «заданную тему» пришлось обращаться к нотным образцам из сборников по сольфеджио, учебников полифонии и музыкальных форм. Для придания исполнительских качеств — хорошего звучания и удобства игры на баяне (аккордеоне) — такой полифонический материал подвергнут существенной переработке: транспозиции и монтажу текста, извлечению фрагментов из многоголосной полифонической ткани, переносу голосов в другие октавы и пр. Подобные нотные источники не всегда имеют указания авторства, что сделало в некоторых случаях невозможным установить автора и оригинал сочинения, а также время его написания.
3. Методическая часть
Нотный текст отредактирован: в одних пьесах более, в других менее подробно проставлены фразировочные лиги, штрихи, динамика, регистры, мех, аппликатура. Они помогут в разучивании пьес, но не исключается их изменение в процессе занятий, исходя из музыкальных установок и вкуса педагога, дарования ученика и конструкции инструмента. Отмечены вступления тем и другие важные составные элементы строения пьес: границы между частями, звенья секвенций, кодетты, противосложения и пр.
Для освоения каждого из основных видов полифонии: канонической имитации, неимитационной полифонии, фугированных форм — предлагается план работы. Хотя он и носит приблизительный характер, тем не менее может помочь разучивать пьесы последовательно и упорядоченно. В начале тематических разделов имеются методические пояснения. Кроме того, под нотным текстом, в сносках, даются отдельные замечания по строению того или иного сочинения, его исполнению, рекомендуются приемы игры и пр.
4. Полифоническая техника баяниста-аккордеониста
Являясь полифоническими инструментами, баян и аккордеон обладают сугубо специфическими и только им присущими возможностями исполнения полифонии, ставящими непростые задачи перед исполнителем. Изначально следует знать эти возможности.
На баяне возможно:
- исполнение сложной многоголосной полифонии;
- гибко фразировать верхний голос полифонии, всегда хорошо слышимый;
- выделить средний и басовый голос из ансамбля полифонических мелодий через контраст штрихов, контраст длительностей и ритмических ударений, тембров правой и левой клавиатур, а также через систему цезур, тонкой нюансировки и пр.
Невозможно:
- выделить в одной клавиатуре из сплетения голосов нужный голос за счет более громкой динамики;
- придать каждому из голосов нужную (желательную) динамику (один голос — f, второй — p, третий — mf и пр.);
- исполнить разной фразировкой одновременно звучащие голоса с выразительностью, присущей отдельной мелодии.
В «Школе» уделяется постоянное, систематическое внимание способам и приемам показа нужного голоса, технике его соединения с другими, совместно звучащими голосами. Рассматриваются стандартные, типичные ситуации исполнения полифонии на баяне, а также отдельные, частные случаи воспроизведения полифонической фактуры.
5. Полифоническая грамотность
Занятия по «Школе», как и вообще обращение к полифонической музыке, невозможно без необходимых теоретических знаний, знания терминов, без анализа строения пьесы.
Приложение к «Школе» — «Полифонический словарь юного исполнителя» —
Полифонические произведения являются обязательными в учебном репертуаре баяниста-школьника, баяниста-студента.
Автор надеется, что материал «Школы» — теоретический, методический и репертуарный — даст возможность вести работу над полифонией квалифицированно, целенаправленно, будет полезен не только в музыкальной школе, но и в музыкальном училище.
Он может быть использован на уроках общего фортепиано, а также на уроках методики, при изучении педагогического репертуара, чтения нот с листа, поможет восполнить пробелы предыдущего обучения, обновить конкурсные, концертные и учебные программы баянистов и аккордеонистов.

