Имя Виктора Гридина (1943 г. р.) известно всем ценителям русской народной инструментальной музыки, особенно баянистам.
Выпускник Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Гридин в разные годы был солистом-баянистом в Эстрадно-симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в ансамбле песни и пляски Советской Армии имени Александрова, который дважды был удостоен ордена Красного Знамени. Он также успешно выступал с сольными программами. Его исполнительская манера отличается изяществом, виртуозностью, выразительностью и динамичностью. Гридин в совершенстве владеет современной техникой игры на баяне и входит в число известных баянистов нашей страны. Его талант не мог не проявиться в творчестве. Концертирующие баянисты всегда нуждаются в новом, неизбитом репертуаре. Уже в первом сочинении Гридина — «Весёлом хороводе», которое открывает этот сборник, проявились характерные черты его композиторского стиля: опора на русский народный мелос, свобода метроритма, изобретательность и виртуозность. Постепенно формировался его яркий и красочный гармонический язык, умение создавать развёрнутые музыкальные формы на основе народных песен, частушек и танцев.
С появлением концертных пьес Гридина — «Парафраз на тему русской народной песни «Утушка луговая», «Озорные наигрыши» и «Рассыпуха» — можно говорить о сложившемся творческом облике Гридина-композитора. В этих произведениях сочетаются, казалось бы, противоречивые черты: народность, эстрадность и классическая импровизационность органа. В них чувствуется чуткое восприятие звучания современного многотембрового готово-выборного пятирядного баяна, в котором сочетаются традиционность русского народного инструмента и специфическая переливчатость аккордеона, а также многотембровость и многорегистровая мощь органа. Исполнение этих произведений на обычном баяне с готовой левой и трёхрядной правой клавиатурами или на аккордеоне не только затруднительно, но порой невозможно. Например, в некоторых пьесах нельзя быстро играть параллельными секстами. Также не будут звучать достаточно эффектно впервые введённые Гридиным поперечные глиссандо и т. д.
Некоторые произведения этого сборника написаны для двух и трёх баянов, то есть так, как они были задуманы автором («Озорные наигрыши» и «Тонкая рябина»). Все пьесы Гридина требуют высокого исполнительского мастерства и вкуса, а также безупречного владения современной техникой игры на баяне и большой музыкальной культуры. Этот материал несомненно обогатит репертуар профессиональных концертирующих баянистов, студентов средних и высших музыкальных учебных заведений, а также наиболее продвинутых любителей игры на баяне.
- ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД
- ВАРИАЦИИ на тему песни Г.Пономаренко «Ивушка»
- ПАРАФРАЗ на тему русской народной песни «Утушка луговая»
- ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ. Украинская народная песня
- ОЗОРНЫЕ НАИГРЫШИ. Дуэт
- ФАНТАЗИЯ на тему русской народной песни «Тонкая рябина». Трио
- РАССЫПУХА. Трио

