Концертные пьесы и обработки для баяна. В. Гридин 1983г.

Гридин В. - Концертные пьесы


Имя Виктора Гридина (1943 г. р.) известно всем ценителям русской народной инструментальной музыки, особенно баянистам.

Выпускник Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Гридин в разные годы был солистом-баянистом в Эстрадно-симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в ансамбле песни и пляски Советской Армии имени Александрова, который дважды был удостоен ордена Красного Знамени. Он также успешно выступал с сольными программами. Его исполнительская манера отличается изяществом, виртуозностью, выразительностью и динамичностью. Гридин в совершенстве владеет современной техникой игры на баяне и входит в число известных баянистов нашей страны. Его талант не мог не проявиться в творчестве. Концертирующие баянисты всегда нуждаются в новом, неизбитом репертуаре. Уже в первом сочинении Гридина — «Весёлом хороводе», которое открывает этот сборник, проявились характерные черты его композиторского стиля: опора на русский народный мелос, свобода метроритма, изобретательность и виртуозность. Постепенно формировался его яркий и красочный гармонический язык, умение создавать развёрнутые музыкальные формы на основе народных песен, частушек и танцев.

С появлением концертных пьес Гридина — «Парафраз на тему русской народной песни «Утушка луговая», «Озорные наигрыши» и «Рассыпуха» — можно говорить о сложившемся творческом облике Гридина-композитора. В этих произведениях сочетаются, казалось бы, противоречивые черты: народность, эстрадность и классическая импровизационность органа. В них чувствуется чуткое восприятие звучания современного многотембрового готово-выборного пятирядного баяна, в котором сочетаются традиционность русского народного инструмента и специфическая переливчатость аккордеона, а также многотембровость и многорегистровая мощь органа. Исполнение этих произведений на обычном баяне с готовой левой и трёхрядной правой клавиатурами или на аккордеоне не только затруднительно, но порой невозможно. Например, в некоторых пьесах нельзя быстро играть параллельными секстами. Также не будут звучать достаточно эффектно впервые введённые Гридиным поперечные глиссандо и т. д.

Некоторые произведения этого сборника написаны для двух и трёх баянов, то есть так, как они были задуманы автором («Озорные наигрыши» и «Тонкая рябина»). Все пьесы Гридина требуют высокого исполнительского мастерства и вкуса, а также безупречного владения современной техникой игры на баяне и большой музыкальной культуры. Этот материал несомненно обогатит репертуар профессиональных концертирующих баянистов, студентов средних и высших музыкальных учебных заведений, а также наиболее продвинутых любителей игры на баяне.

  1. ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД
  2. ВАРИАЦИИ на тему песни Г.Пономаренко «Ивушка»
  3. ПАРАФРАЗ на тему русской народной песни «Утушка луговая»
  4. ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ. Украинская народная песня
  5. ОЗОРНЫЕ НАИГРЫШИ. Дуэт
  6. ФАНТАЗИЯ на тему русской народной песни «Тонкая рябина». Трио
  7. РАССЫПУХА. Трио

Прокрутить вверх